Почему таджикские власти требуют экстрадиции Умарали Кувватова? Кем он является на самом деле – преступником, политическим конкурентом или неудобным свидетелем? Ответы на эти вопросы пока найти не так просто…
БЫВШИЙ таджикский бизнесмен Умарали Кувватов заявил о себе как о руководителе оппозиционного движения «Группа 24», летом прошлого года во время хорогских событий. В интервью различным СМИ Кувватов говорил, что данная группа была создана два года назад и в нее входят 24 человека из числа таджикских бизнесменов, политиков, экономистов и общественных деятелей, которые решили сменить в Таджикистане правящий режим. Но кто эти лица, до сих пор остается неизвестным. Они не заявили о себе даже сейчас, после задержания Кувватова в Дубае. Сам Кувватов утверждает также, что является основателем компаний «Точирон» и «Фароз», которые якобы впоследствии у него отобрали родственники президента.
Почти сразу после появления Кувватова на политической сцене и его резких заявлений в адрес властей последовала ответная реакция: в сентябре прошлого года Республиканский клинический центр психотерапии Министерства здравоохранения Таджикистана через некоторые СМИ опубликовал свое заключение по поводу состояния здоровья Умарали Кувватов. В частности, сообщалось, что он стоял на учете в этом Центре с 1998 по 2008 год и страдает «галлюцинаторно-моторно-параноидным синдромом», другими словами - «шизофренией».
По логике, если это заключение было реально обосновано, то «больного» оппозиционера никто не должен был воспринимать всерьез – мало ли что может сказать психически больной! Однако на прошлой неделе генеральный прокурор Шерхон Салимзода заявил, что властям Объединенных Арабских Эмиратов уже направлен запрос с просьбой об экстрадиции Кувватова. При этом Салимзода не сообщил, какие обвинения предъявляются Кувватову, отметив лишь, что дело ведется антикоррупционным ведомством.
Здесь возникает вопрос: если Кувватов признан человеком, страдающим психическими расстройствами, то как он может быть подвергнут уголовному преследованию?
Этот вопрос корреспондент «АП» задал на минувшей неделе министру здравоохранения Нусратулло Салимову. Министр ответил, что Минздрав не публиковал информацию о болезни Кувватова и что объявить Кувватова невменяемым имеет право только суд.
- Министерство всего лишь по запросу правоохранительных органов страны представило в начале сентября минувшего года информацию о том, что с 1998 по 2008 год Кувватов находился на учете Республиканского клинического центра психотерапии. Минздрав не передавал СМИ справку о психическом состоянии Кувватова. Каким образом справка попала в газеты, я не знаю. Мы не знаем, в каком состоянии его здоровье сейчас. Если его все же экстрадируют, нужно будет повторно провести обследование его психического здоровья, в результате чего мы можем дать окончательное заключение, - сказал министр.
Означает ли это, что власти решили отказаться от намерения выставить Кувватова недееспособным, чтобы осудить его по всей строгости?
Находился в розыске по линии Интерпола?
ПОКА правоохранительные органы не дают официального ответа, в чем именно обвиняется Кувватов и на основании чего его должны экстрадировать из Дубая. Но высокопоставленный чиновник в антикоррупционном ведомстве поделился с «АП» информацией, что Кувватов незаконно ввозил многотонные грузовые машины «Дуланг», за что обвиняется в контрабанде. По словам источника, с каждой машины он имел доход по 7-9 тыс. долларов. В целом, по словам источника, на этом деле он получил доход, равный примерно миллиону.
Кроме того, Кувватову предъявляется обвинение в мошенничестве в особо крупных размерах в отношении предпринимателей – двоих граждан Китая и двоих граждан Афганистана. А также в захвате заложников (одного из граждан Афганистана), вымогательстве и в легализации незаконно полученных средств.
Также, по словам источника, с июля 2012 года У. Кувватов находится в розыске, в том числе по линии Интерпола (сведений об этом мы на сайте Интерпола не нашли, - прим. ред.), куда с заявкой обратилось Агентство по борьбе с коррупцией. Но в целом, по его словам, Кувватов попал в поле зрения правоохранительных органов еще 15 лет назад. «У нас есть очень много заявлений на него, выяснилось, что многие опасались писать на него заявления раньше, потому что боялись его», - отметил источник.
При этом, по его словам, с компанией «Фароз» Кувватов не связан, «он много лет прикрывался их именем для совершения преступлений, мошенничества», - говорит источник.
Кому принадлежали «Фароз» и «Точирон»?
О ТОМ, что Умарали Кувватов не имел какого-либо отношения к компании «Фароз», говорилось также в официальном письме этой компании, которое было распространено через СМИ.
«Он не занимал и не занимает никакой должности в структурах компании и не входил в число учредителей, - отмечалось в письме. - Доказательством могут послужить имеющиеся в компании соответствующие документы. Кроме этого, все необходимые данные о компании и её структурах имеются в Министерстве юстиции и Налоговом комитете».
Тем не менее, раньше, когда еще он находился в Таджикистане, Кувватов выступал на различных пресс-конференциях как гендиректор компании «Фароз», занимающейся транзитом нефтепродуктов в Афганистан через территорию Таджикистана. В частности, он выражал недовольство чрезмерно высокими транзитными тарифами ГУП «Таджикская железная дорога».
Также еще весной прошлого года он комментировал СМИ ситуацию в связи с появлением на рынке нефтепродуктов компании «Газпромнефть». Тогда он заявил, в частности, что «если "Газпромнефть" установит монополию в Таджикистане, то это будет уже трагедия, так как большинство компаний, которые сейчас заняты поставками ГСМ в страну, обанкротятся».
Тогда представители компании «Фароз» не выступали с заявлениями о том, что У. Кувватов не имеет к ним отношения…
Недавно руководство компании «Точирон» тоже заявило, что У.Кувватов не имеет какого-либо отношения к созданию компании. Генеральный директор Файзулло Гуломов говорит, что с Кувватовым они имели лишь сотрудничество. При этом он отметил, что Кувватов имеет много долгов перед различными фирмами и в связи с этим был вынужден покинуть страну. Ф. Гуломов утверждает, что речь идет о шестизначной цифре.
Между тем сторонник Кувватова, российский юрист Николай Николаев, распространил в Интернете аудиозаписи разговоров двоих мужчин. По утверждению Николаева, на записях – разговоры У.Кувватова и зятя президента Шамсулло Сохибова. Здесь якобы Ш. Сохибов говорит с Кувватовым о покупке его доли в бизнесе. В первой аудиозаписи «Сохибов» говорит, что в реальности многие дела невозможно сделать без разрешения президента.
«Есть дела, есть мечты, которые в реальности и я не могу сделать. Это может сделать только Джаноби Оли. И когда он меня ставит на какую-то позицию, то это он делает, это не я. И я должен быть ему за это благодарен».
Во второй записи «Сохибов» говорит «Кувватову», что даст ему «законные деньги», которые он может получить в течение 1-2 дней, или же вообще может их оставить. Но при этом он ставит условие, что если тот возьмет деньги, то у них уже никаких общих дел не будет. В то же время обещает, что они будут друзьями и он никому не даст его в обиду. Но до тех пор, пока у них не возникнут какие-то личные разногласия…
Подлинность данных записей еще никем не установлена, между тем Н.Николаев в различных СМИ уже заявил, что в дальнейшем намерен распространять другие аналогичные записи…
0 коммент.:
Отправить комментарий